Вопрос, какие шины лучше, становится особо актуальным дважды в год — весной и осенью. И каждый раз мы стараемся давать на него развернутый ответ, подкрепляя свои рекомендации результатами серьезных испытаний. Год от года этот ответ может звучать по-разному. Появляются новые модели шин, модернизируются старые, находятся новые пути улучшения потребительских качеств. Наши очередные испытания зимних шин — яркое тому подтверждение.
В этом тесте приняли участие 19 комплектов шин размерности 195/65 R15, в числе которых были и самые свежие новинки, и шины «семилетней выдержки».
Н ынешний год — урожайный на новые модели зимних шин. Среди шипованных дебютантов — Nokian Hakkapeliitta 4, Pirelli Winter Carving, Bridgestone Noranza, Uniroyal MS Plus Nordic. Кроме того, впервые в заполярных тестах честь России защищают шины Nordman, которые были разработаны компанией Nokian Tyres, а выпускаются на Кировском шинном заводе. Остальные «шиповки» уже принимали участие в наших прошлогодних тестах. Это Goodyear Ultra Grip 500, Continental VinterViking 1, Gislaved Nord Frost 3, Michelin Ivalo, Kumho KW-11 и восстановленные шведские шины Agi Sarek 2. В «нешипованном» классе две новинки представил концерн Continental — это шины Gislaved Soft Frost 2 и ContiVikingContact 3. Шины Pirelli Icesport тоже впервые принимают участие в наших испытаниях. Остальные — старые знакомые: Nokian Hakkapeliitta Q, Bridgestone Blizzak WS-50 и Michelin Maxi-Ice.
Кроме того, мы продолжаем экспериментировать со старыми шинами. Три года назад в список участников были включены шины с пробегом 20000 км, на примере которых можно было увидеть, как изменяются потребительские качества шин по мере износа протектора. Вот и в этом году мы отыскали на складах у дилеров залежавшийся товар — шины старого образца, выпущенные в 1996 году: шипованные Michelin X M+S 260 и нешипованные Bridgestone Blizzak MZ-01. Они помогут нам разобраться — произошел ли качественный скачок в шинной индустрии, есть ли прогресс?
Прежде чем приступать к испытаниям, попробуем еще раз ответить на ряд важных вопросов, которые чаще всего встают перед покупателями при выборе зимних шин.
Первый: какие шины лучше, с шипами или без? Для «среднестатистических» водителей наша рекомендация однозначна — с шипами. Вне зависимости от марки автомобиля, типа привода и наличия различных электронных систем, шипованные шины всегда обеспечивают лучшие сцепные свойства на льду. Нешипованные шины мы бы рекомендовали опытным водителям, которые предпочитают динамичную езду по очищенным от снега и льда городским улицам. Конечно, и они могут ездить на шипованных шинах, но, скорее всего, к концу зимы эти шины все равно превратятся в нешипованные.
Еще одна проблема связана с размерностью. Прежде чем покупать зимние шины, загляните в руководство по эксплуатации автомобиля — там вы найдете рекомендуемые размерности шин, в том числе и для зимы. Лучше всего покупать шины «размер в размер». Но случается, что шин искомой размерности у дилеров нет или они очень дороги. В этом случае почти всегда можно найти замену — любой дилер подберет по каталогу шины близкой размерности, которые по внешнему диаметру мало отличаются от рекомендованных. Главное — «играть на понижение» при выборе ширины протектора и «на повышение» при выборе высоты профиля. То есть если ширина протектора зимних шин меньше, чем летних, на 10—20 мм, это нормально. На снегу и на шуге (снежно-водяной каше) такие шины обеспечивают лучшие сцепные свойства. А более высокий профиль позволяет избежать пробоев при наезде на ледяные надолбы. Если для использования с зимними шинами вы покупаете комплект новых колесных дисков, то можно взять диски меньшего диаметра — например 15-дюймовые вместо 16-дюймовых или 14-дюймовые вместо 15-дюймовых. «Опускаться» на два размера не рекомендуется.
И последнее. Большинство современных зимних шин имеют направленный, а нередко и асимметричный рисунок протектора. При шиномонтаже и установке колес на машину важно строго соблюдать «полярность». Если шины стоят неправильно, то, возможно, сразу вы этого и не почувствуете, но, поверьте, в экстремальной ситуации это обернется лишними метрами тормозного пути или неустойчивыми реакциями на управление. Проверено.
А теперь — испытания. Как и раньше, мы их проводили на трассах заполярного полигона Test World вместе с финскими коллегами. Методика тестов с прошлого года не изменилась, да и размерность шин та же — 195/65 R15. А вот автомобили уже другие — на этот раз в качестве агрегатоносителя выступил Fiat Stilo.
Как обычно, перед началом тестов — обязательная обкатка всех шин: минимум 500 км в штатных режимах движения.
Первые тесты — на льду. Под колесами — полметра этого продукта зимы, ниже — озерная вода. Fiat разгоняется с места до скорости 55 км/ч, потом — торможение. А комплект профессиональной аппаратуры VBox тем часом фиксирует время разгона с 5 до 30 км/ч и тормозной путь с 50 км/ч. На каждом комплекте шин выполняется более десяти заездов. После испытаний двух очередных «зачетных» комплектов на автомобиль устанавливаются «базовые» шины, чтобы вводить поправочные коэффициенты, учитывающие изменение состояния покрытия. И так — каждый раз.
И вот — первые выводы: лучшими сцепными свойствами на льду обладают шипованные шины Goodyear и Nokian. Сразу за ними — шины Pirelli. Хуже других шипованных шин проявили себя покрышки Kumho и старые шины Michelin: тормозной путь увеличился почти на 20 метров! Почувствуйте разницу. А среди нешипованных шин лидер тот же, что и год, и два года назад, — шины Nokian Hakkapeliitta Q.
Теперь — те же замеры, но на укатанном снегу. Сцепные свойства такого покрытия заметно выше, и потому зачетное торможение выполняется уже со скорости 80 км/ч. Тут в классе шипованных шин в лидеры выходят шины Pirelli, а в классе нешипованных — Gislaved. Примечательно, что результаты испытаний на снегу уже в гораздо меньшей степени зависят от наличия или отсутствия шипов, нежели на льду.
Следующий вид испытаний поможет оценить сцепные свойства шин в поперечном направлении. Нужно как можно быстрее пройти ледовый круг диаметром 60 метров. Лучше всего это получается, когда автомобиль обут в шипованные шины Goodyear. Самый неудачный вариант — шины Michelin X и Kumho. И, конечно, шины без шипов.
Теперь — извилистая трасса на льду. Расположение шипов, их вылет, а теперь еще и форма, играют огромную роль. Лучшее время на ледяной трассе удалось показать на новых шинах Nokian Hakkapeliitta 4, у которых твердосплавные вставки шипов имеют квадратное сечение. У шипов остальных шин это сечение традиционное, круглое. Как уверяют представители фирмы Nokian Tyres, именно форма шипов стала залогом успеха шин Nokian на льду. Хотя и рисунок протектора и состав резины тоже играют огромную роль.
Результатом этих испытаний стали и субъективные оценки надежности управления автомобилем. Как водится, три эксперта «вслепую», то есть не зная, какие именно шины стоят на автомобиле, ездят по трассе и выставляют свои оценки. После анализа результатов выяснилось, что проще всего было управлять автомобилем на шипованных шинах Nokian Hakkapeliitta 4. Лучшими среди нешипованных оказались шины Gislaved Soft Frost 2.
Теперь — управляемость на снегу. Опять езда «вслепую», опять времена и субъективные оценки в итоговых протоколах. Но скорости уже повыше — на некоторых участках извилистой трассы можно было разогнаться до 100 км/ч. Лучшее время удалось показать на шинах Gislaved Soft Frost 2 и ContiVikingContact 3. Заметим, что и те, и другие шины — без шипов. Но самыми надежными с точки зрения управляемости на снежной трассе эксперты признали шины Goodyear Ultra Grip 500 и Nokian Hakkapeliitta 4. А вот когда автомобиль обували в шины Kumho или Nordman, ни о каком удовольствии от езды речи уже не шло — удержаться бы на трассе. Как ни старались эксперты, без посторонней помощи не обошлось — пару раз автомобиль все же уходил с трассы и выбирался с помощью тягача-технички.
Следующий вид испытаний проходил на дорогах общего пользования — в окрестностях финского города Ивало. Эксперты ездили по обычным дорогам, наблюдая за устойчивостью автомобиля. Скорость — в пределах правил, то есть от 80 до 100 км/ч. Под колесами — укатанный снег, на котором кое-где тяжелыми грузовиками накатаны колеи. Некоторые шины, например, Nokian Hakkapeliitta 4 или ContiVikingContact 3, этих неровностей словно не замечают — автомобиль уверенно движется по прямой. На других шинах водитель вынужден подруливать, компенсируя рыскания автомобиля. Самым нестабильными на зимней дороге эксперты признали шины Kumho и Nordman.
Во время снегопадов городские дороги часто покрываются слоем мокрого снега, ездить по которому почти так же опасно, как и по льду. На высокой скорости шины всплывают — и автомобиль теряет управление. Чтобы оценить способность шин сопротивляться этому явлению, которое получило название слашплэнинг, мы каждый год проводим специальные испытания. Весной на дуге асфальта раскатывается слой мокрого снега толщиной четыре сантиметра, автомобиль на разных шинах ездит по этой жиже, а водитель постепенно увеличивает скорость. Приборы фиксируют момент начала всплывания и момент полной потери контакта шин с дорогой. Наиболее устойчивыми к слашплэнингу оказались шины Gislaved Nord Frost 3, Nokian Hakkapeliitta 4 и... старенькие шины Michelin X. Неожиданные результаты. Тем более что новые шины Michelin в этих испытаниях выступили неважно.
Со снегом и льдом покончено. Осталось проверить шины на асфальте. Ведь в крупных городах, даже на севере России, часто приходится ездить не по снегу или льду, а по асфальту. И вновь порадовали старые шины Michelin Х — они обеспечивают наибольшую эффективность торможения. А из современных шин лучше других себя показали Michelin Maxi-Ice и Bridgestone Noranza.
Вторая часть «асфальтовых» испытаний связана с оценкой управляемости. Эксперты проезжают на зимних шинах пару кругов по извилистой трассе и выполняют маневр «переставка», имитируя объезд внезапно возникшего препятствия. На этот раз никаких замеров — только экспертные оценки. Наивысший балл за управляемость на асфальте получили шипованные шины Сontinental WinterViking 1, а среди нешипованных лучше других выступили шины Michelin Maxi-Ice. Самыми беспомощными на асфальте были нешипованные шины Bridgestone WS-50.
И, наконец, комфорт. Точнее, его акустическая составляющая. Понятно, что шипованные шины тут не могут тягаться с нешипованными — цокают шипы! На снегу — никаких проблем, а вот на асфальте это становится заметно, иногда — слишком. Самыми громкими в нашем тесте стали шины Nordman и старенькие шины Michelin. А меньше других шумят при качении нешипованные шины Сontinental и Michelin нового поколения.
Пора подводить итоги. Напомним, что для простоты обработки результатов все цифры замеров мы сначала переводим в баллы (по десятибалльной шкале), а затем суммируем с учетом весомости тех или иных потребительских качеств, самыми важными из которых для зимних шин, конечно, являются сцепные свойства и управляемость на льду.
Победителями теста стали новые шины Nokian Hakkapeliitta 4. Не зря финны колдовали с «квадратными» шипами. На втором месте еще одна новинка сезона — шины Pirelli Winter Carving и набравшие такое же количество очков шины Goodyear Ultra Grip 500. Отличные результаты. На полступеньки ниже расположились сразу три продукта концерна Continental: шины Gislaved Nord Frost 3, Uniroyal MS Plus Nordic и Continental WinterViking 1. Мы бы удивились такому результату, если бы не знали, что все эти шины, несмотря на разные названия, производят в Германии на одном и том же заводе. А в аутсайдерах — шины Nordman и Kumho.
В классе нешипованных шин по сравнению с прошлым годом тоже произошли существенные изменения. Новые шины Continental и Gislaved смогли обойти бессменного лидера — шины Nokian Hakkapeliitta Q, которые побеждали в своем классе предыдущие пять лет. А скромнее всего в классе нешипованных шин выступили Pirelli Icesport.
Что касается «олдтаймеров», то они, как и положено «старичкам», заняли две последних строчки в итоговых протоколах. И мы об этом ничуть не жалеем, а радуемся очевидному прогрессу в шинной промышленности. Значит, современные шины обеспечивают большую безопасность на зимней дороге, чем семь лет назад.
Цены,* руб.
Goodyear Ultra Grip 500
3045
Nokian Hakkapeliitta 4
4420
Pirelli Winter Carving
2800
Michelin Ivalo
3320
Uniroyal MS Plus Nordic
3000
Bridgestone Noranza
нет данных
Gislaved Nord Frost 3
2900
Continental WinterViking 1
2980
Agi Sarek 2
нет данных
Nordman
1600
Nokian Hakkapeliitta Q
2800
Gislaved Soft Frost 2
2900
Kumho KW-11 I’zen Stud
2100
ContiVikingContact 3
3400
Pirelli Icesport
3045
Bridgestone Blizzak WS-50
3080
Michelin Maxi-Ice
3535
* Размерность шин — 195/65 R15.
Шипованные шины
Нешипованные шины
Вес показателя в общей оценке
Agi
Continental
 
Goodyear
 
Michelin
 
Nokian
 
Pirelli
 
Bridgestone
 
Continental
 
Michelin
 
Pirelli
 
Bridgestone
 
Gislaved
 
Kumho
 
Michelin
 
Nordman
 
Uniroyal
 
Bridgestone
 
Gislaved
 
Nokian
 
 
 
 
 
 
 
 
(1996 г.)
 
 
 
 
 
(1996 г.)
 
 
 
 
 
Лед
45%
Тормозные свойства
10%
8
9
9
9
10
7
9
7
10
8
9
9
6
5
7
7
6
8
6
Разгонная динамика
10%
8
9
9
9
10
7
9
6
10
7
10
9
6
4
6
6
5
7
6
Поперечные сцепные свойства
5%
8
8
9
9
10
7
9
5
9
7
9
9
6
5
7
7
6
7
6
Управляемость
5%
9
9
10
10
10
8
9
7
10
8
9
10
7
6
8
8
7
7
6
Надежность управления
10%
7
8
9
9
9
5
8
5
10
7
9
8
6
5
7
8
6
7
6
Стабильность при движении по шоссе
5%
8
8
8
8
7
5
8
6
9
5
8
8
8
8
9
9
7
8
6
Снег
25%
Тормозные свойства
10%
8
7
8
7
9
6
9
5
7
7
10
8
8
7
9
9
8
8
8
Разгонная динамика
5%
8
8
9
8
9
6
9
7
9
6
10
9
8
7
8
9
8
8
7
Управляемость
5%
8
8
9
9
8
7
8
4
9
6
8
9
9
6
10
10
9
10
8
Надежность управления
5%
7
8
8
8
9
6
8
6
9
5
8
8
8
7
7
8
7
9
9
Сопротивление слашплэнингу
10%
8
9
8
10
8
7
7
10
10
9
9
9
8
7
8
7
6
7
6
Асфальт
20%
Тормозные свойства
10%
7
8
7
7
7
7
7
8
7
7
7
7
7
7
7
7
8
5
7
Управляемость
5%
7
6
9
8
7
6
6
5
7
5
7
8
4
5
6
5
8
6
6
Акустический комфорт
5%
6
5
6
5
5
6
5
4
5
4
5
6
9
8
10
9
10
9
9
Общая оценка
100%
7.7
8.0
8.4
8.4
8.6
6.5
8.0
6.3
8.8
6.8
8.6
8.4
7.1
6.1
7.7
7.7
7.0
7.4
6.8
Nokian Hakkapeliitta 4
Страна-производитель Финляндия
Размерность 195/65 R15
Индекс скорости T (190 км/ч)
Глубина рисунка протектора 9,3 мм
Тип шипов Nokian LRN-4К
Высота рабочей части шипов 1,16—1,36 мм
Не успела погаснуть звезда шин Hakkapeliitta 2, а в небольном финском городке Нокиа уже появилась звезда сверхновая — шины Hakkapeliitta 4. Но ради чего нарушен порядок в маркировке? Куда пропали шины Hakkapeliitta 3? Первая причина: в новых шинах Nokian применены шипы с твердосплавными вставками квадратного, а не традиционного круглого сечения. Видимо, если бы сечение было треугольным, то сохранилась бы и ожидаемая последовательность в названиях. Вторая причина, как утверждают представители компании Nokian Tyres, — в значительных преимуществах шин Hakkapeliitta 4 над моделью-предшественницей: сделан, дескать, не один, а сразу два шага вперед. Судя по результатам испытаний, это утверждение не лишено оснований — на фоне именитых конкурентов новые шины Nokian выглядят предпочтительнее. Они обеспечивают прекрасные сцепные свойства на льду: и на прямой, и в поворотах «квадратные» шипы в паре с новым протектором работают превосходно. Но главный козырь — управляемость. После заездов по льду и по снегу эксперты единогласно отдали предпочтение шипованным шинам Nokian. Очень надежные шины! Водитель прекрасно чувствует автомобиль и легко им управляет в любой ситуации. Шины плавно переходят в скольжения, оставляя водителю достаточно времени для корректирующих действий. Причем скольжения заканчиваются так же мягко, как и начинаются.
Удивительно, что и на асфальте эти шины показали себя неплохо. Мы ведь уже привыкли, что хорошие зимние шины проигрывают в асфальтовых дисциплинах. Hakkapeliitta 4 — приятное исключение. И по тормозным свойствам, и по управляемости на асфальте эти шины далеко не самые худшие, что позволяет рекомендовать их для городской эксплуатации. Тем более что зимняя слякоть им не страшна — по сопротивлению слашплэнингу это одни из лучших шин в тесте.
Плюсы:
— управляемость на льду и на снегу
— сцепные свойства на льду
— высокое сопротивление слашплэнингу
Минусы:
— цена
Общая оценка: 8,8
Goodyear Ultra Grip 500
Страна-производитель Германия
Размерность 195/65 R15
Индекс скорости T (190 км/ч)
Глубина рисунка протектора 10,0 мм
Тип шипов Sitek M68/99
Высота рабочей части шипов 1,18—1,28 мм
Шины Goodyear Ultra Grip 500 два года подряд становились лучшими в наших тестах. Да и в этом году они выступили достойно: по ряду показателей «пятисотые» даже превосходят победителей теста — шины Nokian Hakkapeliitta 4. Сцепные свойства хороши и на льду, и на снегу. Особенно впечатляют тормоза — под треск АБС автомобиль очень быстро снижает скорость даже на гладком льду. Управляемость автомобиля на шинах Goodyear тоже заслужила высоких оценок, да и по времени прохождения трассы эти шины — одни из лучших. Fiat Stilo очень уверенно «прописывает» повороты на скользких дорогах. Правда, на крутых виражах снос передней оси порой чуть больше, чем хотелось бы. Но это не вызывает особых проблем. А вот на скоростной прямой нужно быть внимательным. Колей, равно как и участков с неоднородным покрытием, эти шины не любят: автомобиль начинает рыскать, вынуждая водителя подруливать. Кроме того, шины Goodyear по сравнению с конкурентами довольно рано всплывают на шуге. Странно. Ведь направленный протектор рассечен множеством глубоких канавок, которые должны отводить мокрый снег из пятна контакта.
Goodyear Ultra Grip 500 — очень хорошие зимние шины. Но на асфальте они проигрывают. Неудивительно: мягкий протектор не способен передавать больших нагрузок — шины рано срываются в скольжение и при торможении, и в поворотах. Зато по части шума серьезных претензий нет — средний уровень.
— сцепные свойства на льду и на снегу
— управляемость на льду и на снегу
— сцепные свойства на асфальте
— недостаточная стабильность при движении по зимней дороге
Общая оценка: 8,6
Pirelli Winter Carving
Страна-производитель Италия
Размерность 195/65 R15
Индекс скорости T (190 км/ч)
Глубина рисунка протектора 9,4 мм
Тип шипов Tikka A8-11/2
Высота рабочей части шипов 1,20—1,34 мм
Новые зимние шины Pirelli создавались в сотрудничестве с фирмой Volvo, которой срочно понадобилась «модельная обувь» для внедорожника Volvo XC90. Специально для этого автомобиля были разработаны шины Pirelli Scorpion Carving (235/75 R17). Шины удались, и накопленный опыт использовали для шин других размерностей, присвоив им имя Winter Carving. Не зря. Ведь из года в год шипованные шины Pirelli занимали последние места в наших тестах. Но на этот раз они отстали от победителя теста на каких-то 0,2 балла. Прекрасный результат! Достичь его помог хороший баланс качеств — ни одного из предложенных нами испытаний эти шины не провалили. Мы даже не смогли выявить явных недостатков.
Шины Pirelli хорошо цепляются за лед, а на снегу они просто лучшие. Приятное впечатление оставила и управляемость. Автомобиль очень ровно, уверенно проходит повороты. Если и была допущена ошибка в управлении, например, превышение скорости, то ее легко было исправить — даже в скольжениях автомобиль остается во власти водителя. Правда, при резких маневрах на снегу итальянским шинам не хватает быстроты реакций: после поворота руля автомобиль сначала «подумает», а потом выполняет маневр.
Отрадно, что шины Pirelli и на асфальте хорошо отстрелялись. Во всех асфальтовых дисциплинах Pirelli Winter Carving продемонстрировали средние и довольно стабильные результаты. Это позволяет уверенно рекомендовать шины Pirelli как для загородной, так и для городской зимней эксплуатации.
— сцепные свойства на снегу и на льду
— управляемость на льду
Общая оценка: 8,6
Continental WinterViking 1
Страна-производитель Германия
Размерность 195/65 R15
Индекс скорости Q (160 км/ч)
Глубина рисунка протектора 9,4 мм
Тип шипов Kometa Triathlon
Высота рабочей части шипов 1,02—1,19 мм
Стабильность — признак мастерства. Это — о шинах WinterViking 1. Вот уже четвертый год они участвуют в наших тестах и всегда их место — сразу за лидерами. Лидеры меняются, аутсайдеры уходят, а «Викинги» остаются на своих позициях.
Как и Pirelli, шипованные шины Continental отличаются сбалансированными характеристиками во всех видах испытаний. Результаты — не ниже средних. На льду и на снегу автомобиль уверенно разгоняется и тормозит, в поворотах демонстрирует стабильные и четкие реакции на управление. И лишь в случае грубых ошибок машина скользит больше, чем хотелось бы. Причем труднее бороться с этими скольжениями на снегу — здесь скорости выше, и в случае ошибок нужно очень быстро и точно работать рулем и газом. Даже опытные эксперты, увлекшись, пару раз попадали в сугробы.
Шины Continental традиционо сильны на асфальте — по части управляемости они лучшие в тесте. Автомобиль, обутый в шины WinterViking 1, выполняет «переставку», то есть объезжает неожиданно возникшее препятствие, почти так же уверенно, как и на летних шинах. Понравились эти шины и с точки зрения акустического комфорта — никаких лишних звуков, кроме, конечно, цокания шипов. Но когда на асфальте грязь и слякоть, шины Continental — не лучший помощник. Протектор без какой-либо ориентации (ненаправленный) плохо справляется с отводом снежно-водяной каши из пятна контакта шины с дорогой.
— управляемость на льду
— управляемость на асфальте
— низкое сопротивление слашплэнингу
Общая оценка: 8,4
Gislaved Nord Frost 3
Страна-производитель Германия
Размерность 195/65 R15
Индекс скорости Q (160 км/ч)
Глубина рисунка протектора 9,4 мм
Тип шипов Kometa Triathlon
Высота рабочей части шипов 1,01—1,12 мм
Gislaved Nord Frost 3 — одни из лучших зимних шин, которые стали популярны в России благодаря разумным ценам и широкому выбору размерностей. Эти шины уже четвертый год принимают участие в наших тестах, однако впервые на боковинах красуется клеймо «Made in Germany» вместо «Made in Sweden». Напомним, что шведский завод по производству шин Gislaved в этом году был закрыт, но марка Gislaved не умерла: шины Gislaved, в том числе и Nord Frost 3, продолжают выпускать в Германии, а вскоре их начнут делать и в России. Ведь все оборудование из Швеции переправлено в Москву и сейчас монтируется в цехах Московского шинного завода.
Несмотря на смену производителя, модель Nord Frost 3 остается сильным игроком на рынке зимних шин. Пусть в сцепных свойствах на снегу и на льду эти шины уступают лидерам теста, но у них есть другие козыри. В поворотах шины хорошо держатся за лед, что позволяет быстро и без ошибок ехать по извилистой трассе. Реакции на повороты руля быстрые и четкие, но растянутые скольжения иногда требуют от водителя повышенного внимания и действий на опережение. На снегу управляемость похожая. Отличие в том, что в некоторых поворотах автомобиль излишне нервно реагирует на сброс газа: профессиональным испытателям эффектный занос помогает проходить крутые повороты, но для неопытного водителя такая помощь может обернуться серьезной неприятностью.
Еще один козырь шин Gislaved — высокое сопротивление слашплэнингу: превзойти Nord Frost 3 по этому показателю не смогли даже новые модели. Неплохо выступили шины Gislaved и в асфальтовых дисциплинах. В целом шины Gislaved очень хорошо сбалансированы — обработав результаты испытаний, мы не смогли выделить существенных недостатков.
— управляемость на льду
— высокое сопротивление слашплэнингу
— управляемость на асфальте
Общая оценка: 8,4
Uniroyal MS Plus Nordic
Страна-производитель Германия
Размерность 195/65 R15
Индекс скорости Q (160 км/ч)
Глубина рисунка протектора 9,4 мм
Тип шипов Kometa Triathlon
Высота рабочей части шипов 1,12—1,21 мм
Фирма Uniroyal, как и Gislaved, входит в состав концерна Continental. Уж не потому ли все три модели из команды Conti набрали в наших испытаниях одинаковое количество баллов? Ведь эти шины делают на одном заводе по одной и той же технологии и, скорее всего, из одних и тех же материалов. Шипы — и те одинаковые. Отличие лишь в рисунках протекторов и названиях. Как оказалось, в данном случае это не главное. По своим качествам шины Uniroyal MS Plus Nordic очень похожи на шины Continental WinterViking 1. Даже экспертам, вооруженным аппаратурой и многолетним опытом испытаний шин, тяжело было найти между ними отличия.
Продольные сцепные свойства шин Uniroyal хороши и на снегу, и на льду. Управляемость на льду оставила приятное впечатление, но после срыва в скольжение от водителя требуется особо точная и быстрая работа рулем. На снежной трассе автомобиль на шинах Uniroyal порой резковато реагирует на повороты руля и не отличается стабильным движением по прямой.
Поведение автомобиля на асфальте надежно, но при выполнении маневра «переставка» шины Uniroyal все же не так хороши, как их «старшие братья» по имени Continental. Реакции на резкие повороты руля не столь быстрые и точные. Зато по тормозному пути оба комплекта шин попали в одну точку, да и за шумность оценки одинаковые.
При таком раскладе на первый план при выборе шин выходит цена. Если на прилавке стоят рядом Gislaved, Continental и Uniroyal, то разумнее всего выбрать те шины, что дешевле. По нашим данным, это Gislaved Nord Frost 3.
— сцепные свойства на льду
— сбалансированные характеристики
Общая оценка: 8,4
Bridgestone Noranza
Страна-производитель Финляндия
Размерность 195/65 R15
Индекс скорости T (190 км/ч)
Глубина рисунка протектора 9,6 мм
Тип шипов Kometa P8-10/2
Высота рабочей части шипов 1,11 — 1,18 мм
Mодель Bridgestone Noranza — еще одна новинка этого сезона. К сожалению, японские шины выступили не столь убедительно, как дебютанты Nokian и Pirelli. При разгоне на льду шины Noranza проигрывают лидерам теста полторы секунды. При торможении со скорости 50 км/ч тормозной путь автомобиля увеличивается на шесть метров по сравнению с шинами Goodyear. Для шин 2003 модельного года это много. И на снегу сцепные свойства оставляют желать лучшего.
По части управляемости особых проблем не возникает: автомобиль радует спокойным и предсказуемым поведением. И лишь небольшая склонность к заносу иногда заставляет взбодриться. На снегу другая проблема — водитель по изменению усилия на руле плохо чувствует момент начала скольжения. В результате управление автомобилем в предельных режимах происходит «по факту»: коррекция заноса начинается не в начальной фазе его развития, а лишь после того, как автомобиль повернется вокруг вертикальной оси.
На асфальте шины Bridgestone оказались лучшими по части тормозной динамики (если не брать в расчет старую модель шин Michelin). Однако говорить о том, что шины рассчитаны на мягкую европейскую зиму и безопасную езду по асфальту, мы не можем: при выполнении маневра «переставка» автомобиль довольно вяло реагирует на повороты руля, что может затруднить объезд внезапно возникшего препятствия. А вот по сопротивлению слашплэнингу шины Bridgestone нареканий не вызывают.
— высокое сопротивление слашплэнингу
— тормозные свойства на асфальте
— тормозные свойства на снегу
— управляемость на асфальте
Общая оценка: 8,0
Michelin Ivalo
Страна-производитель Франция
Размерность 195/65 R15
Индекс скорости Q (160 км/ч)
Глубина рисунка протектора 9,2 мм
Тип шипов Sitek 8X11/2 MKM
Высота рабочей части шипов 1,15—1,31 мм
Шины Michelin Ivalo третий год принимают участие в наших тестах, и третий год они сдают свои позиции. Это не значит, что качество французких шин падает — просто конкуренты идут вперед. Впрочем, списывать шины Michelin Ivalo пока рано. Они по-прежнему хороши сцепными свойствами на льду и на снегу — результаты в соответствующих видах испытаний не намного хуже, чем у лидеров теста. По-прежнему экспертам нравится управляемость автомобиля в штатных режимах движения. Однако с началом скольжений впечатление от шин портится: с ростом скорости нужна очень точная и быстрая работа рулем и газом. Чуть опоздал с коррекцией заноса — и разворот на 180°. А если автомобиль понесло наружу поворота, то сброс газа или доворот руля почти не помогают. Приходится принимать крайние меры — дергать «ручник». Иногда помогает. Несмотря на то, что опытные испытатели смогли показать неплохие времена на ледяной и снежной трассах, они вынуждены были снизить свои субъективные оценки.
Еще один недостаток шин Michelin Ivalo — низкое сопротивление слашплэнингу: шины рано всплывают на снежно-водяной каше, и уже при скорости 52 км/ч автомобиль оказывается оторванным от дороги. На асфальте шины Michelin позволяют уверенно замедляться, но с боковыми перегрузками справляются хуже: чтобы объехать неожиданно возникшее препятствие, приходится вращать рулем очень быстро и на большие углы. Не всякий водитель готов к таким действиям.
— сцепные свойства на льду и на снегу
— низкое сопротивление слашплэнингу
— управляемость на асфальте
Общая оценка: 8,0
Agi Sarek 2
Страна-производитель Швеция
Размерность 195/65 R15
Индекс скорости Q (160 км/ч)
Глубина рисунка протектора 9,2 мм
Тип шипов Tikka 8-11
Высота рабочей части шипов 1,19—1,32 мм
Восстановленные шины шведской фирмы Agi в России пока почти не известны. Однако они являются разумной альтернативой зимним шинам «первого розлива». Залог успеха — хороший протектор, скопированный у шин Gislaved Nord Frost 3. Конечно, он не может обеспечить таких же высоких сцепных свойств, как оригинал, — шины Agi в большинстве испытаний оказались в числе последних. Но в отдельных тестах они выступили хорошо, а тормозными свойствами на снегу утерли нос многим именитым конкурентам, включая и шины-доноры Gislaved Nord Frost 3. Однако по части управляемости восстановленные шины разочаровали. И на льду, и на снегу они «размягчают» реакции автомобиля. На повороты руля машина реагирует очень лениво: чтобы попасть в поворот, руль нужно начинать крутить гораздо раньше, чем на других шинах. В скольжениях автомобиль не шибко послушен. Эксперты так и не смогли показать достойное время прохождения трассы. Ни на снегу, ни на льду. Понятно, что субъективные оценки управляемости тоже оказались невысокими. А вот к повадкам машины на зимней дороге особых претензий нет — рысканья на высокой скорости не больше, чем на других шинах.
На асфальте шины Agi — одни из худших по тормозным свойствам, но в секторах управляемости и шумности они выступили достойно.
В нашей стране восстановленные шины сейчас не очень-то популярны, а вот в Европе многие предпочитают «наварку»: это в полтора, а то и в два раза дешевле новых шин. Жаль, что за рамками испытаний остается ресурс — все же каркас восстановленных шин уже ослаблен работой в «прошлой жизни». А на наших неровных дорогах нагрузки на силовую конструкцию шин куда выше, чем на стерильных автобанах Европы.
— тормозные свойства на снегу
— управляемость на льду и на снегу
— тормозные свойства на мокром асфальте
Общая оценка: 7,7
Continental ContiVikingContact 3
Страна-производитель Германия
Размерность 195/65 R15
Индекс скорости Q (160 км/ч)
Глубина рисунка протектора 8,6 мм
В этом году компания Continental смогла прервать победное шествие шин Nokian Hakkapeliitta Q. Видимый залог успеха шин Continental — новый асимметричный рисунок протектора, а невидимый — конструкция шин и состав резиновой смеси. Ведь для фрикционных (нешипованных) шин удачный химический состав резины — половина успеха на зимней дороге. Если шины сохраняют эластичность при минусовой температуре, повышаются сцепные свойства на льду и на снегу. Впрочем, по сцепным свойствам на льду шины Hakkapeliitta Q все равно остаются непревзойденными. Зато на снегу шины Continental предпочтительнее.
Что касается управляемости, то здесь не все однозначно. На льду автомобиль на шинах Continental радует четкими и быстрыми реакциями на повороты руля как на пределе сцепных свойств, так и за этим пределом, то есть в скольжениях. Одно неприятно — в скольжение шины срываются резко.
На снежной трассе шины Continental помогли показать очень хорошее время круга. Но при этом получили низкие оценки экспертов за надежность управления. Дело в том, что на пределе сцепных свойств автомобиль идет очень уверенно, но в случае скольжений справиться с машиной уже непросто: нужно очень быстро и точно корректировать скольжения рулем и тягой. Впрочем, любителям спортивной езды это понравится.
На асфальте шины Continental порадовали бесшумным качением и хорошими тормозными свойствами. А вот с управляемостью опять не все чисто — на резкие повороты руля автомобиль реагирует медленнее, чем хотелось бы.
Зато по сопротивлению слашплэнингу эти шины — лучшие в своем классе.
— акустический комфорт
— сцепные свойства на снегу
— надежность управления на снегу
Общая оценка: 7,7
Gislaved Soft Frost 2
Страна-производитель Германия
Размерность 195/65 R15
Индекс скорости Q (160 км/ч)
Глубина рисунка протектора 8,6 мм
Одним из открытий этого года стали новые шины Gislaved Soft Frost 2. Предыдущая модель с тем же названием, но без индекса «2» в России популярностью не пользовалась. Ведь у нас нет запрета на шипы, и покупатели отдавали предпочтение шипованным моделям Nord Frost 3 и Nord Frost 2. Однако новые нешипованные шины Gislaved могут изменить эту ситуацию. Они отличаются хорошими сцепными свойствами и на снегу, и на льду. Но главное их преимущество — управляемость. На льду автомобиль легко управляется до и после начала скольжений. В быстрых поворотах он нередко срывается в занос, но этот занос предсказуем и легко контролируется. На снегу шины Gislaved также обеспечивают высокую скорость прохождения трассы и неплохую надежность управления. То есть на скользких покрытиях эти шины предпочтительнее, чем шины Continental. Но на асфальте шины Gislaved чуть хуже тормозят, чуть сильнее шумят. Однако главная проблема на асфальте — управляемость. При выполнении резких маневров автомобиль непредсказуем в своих реакциях: неожиданный и плохо контролируемый занос стал неприятным сюрпризом при выполнении маневра «переставка». Не любят эти шины езду по асфальту. Не любят они и зимнюю слякоть — всплывают на снежно-водяной каше раньше, чем того ожидаешь.
Все это позволяет рекомендовать шины Gislaved для загородной эксплуатации. Узкая специализация.
— сцепные свойства на снегу и на льду
— управляемость на снегу и на льду
— управляемость на асфальте
— низкое сопротивление слашплэнингу
Общая оценка: 7,7
Nokian Hakkapeliitta Q
Страна-производитель Финляндия
Размерность 195/65 R15
Индекс скорости Q (160 км/ч)
Глубина рисунка протектора 9,2 мм
А ведь шины Nokian Hakkapeliitta Q пять лет оставались лучшими в своем классе... Конечно, продолжаться вечно такое не могло. В этом году первое место пришлось уступить. Однако по сцепным свойствам на льду шины Nokian все равно остаются лучшими. Их преимущества бесспорны: ближайший преследователь в классе нешипованных шин проигрывает более пяти метров тормозного пути на льду. Да что там нешипованные, даже некоторые шипованные шины из списка участников оказались хуже!
Управляемость автомобиля на льду нареканий не вызывает: реакции спокойные, водитель легко удерживает машину на оптимальной траектории. И даже резковатые срывы в занос не могут испортить впечатления. Но настоящее удовольствие получаешь, когда мчишь на этих шинах по снежной трассе. Никакой борьбы, никакого напряжения.
На асфальте так не получается. На повороты руля автомобиль реагирует с ленцой — словно ждет, что водитель передумает и поедет прямо. В экстремальной ситуации такая «задумчивость» может закончиться неприятностями. Может, не крутить рулем, а просто нажать на тормоз? Но и здесь Hakkapeliitta Q — плохой помощник. Мягкий протектор не способен передавать больших нагрузок — эффективность торможения на шинах Hakkapeliitta Q низкая.
Но, несмотря на возраст, шины Nokian Hakkapeliitta Q по-прежнему остаются конкурентоспособными в своем классе. Главное — поменьше ездить по асфальту.
— сцепные свойства на льду
— управляемость на снегу
— сцепные свойства на асфальте
Общая оценка: 7,4
Bridgestone Blizzak WS-50
Страна-производитель Япония
Размерность 195/65 R15
Индекс скорости Q (160 км/ч)
Глубина рисунка протектора 9,5 мм
Шины Blizzak WS-50 дебютировали в прошлом году и показали себя в наших тестах с лучшей стороны. Но в этом сезоне на рынке нешипованных шин появились новые достойные игроки, и Bridgestone уже в тени.
Шины отличаются сбалансированными характеристиками в зимних видах испытаний. И на снегу, и на льду — стабильно средние результаты. Это же относится и к управляемости. Вроде бы автомобиль все делает правильно, но по-настоящему быстрой езды по ледяной трассе не получается — скольжения слишком затянуты. На снегу автомобиль не всегда точно выполняет команды водителя, и это не позволяет проходить повороты по оптимальной траектории: приходится оставлять запас пространства, который позволит в случае ошибки увернуться от встречи с сугробом. Впрочем, каких-либо действительно неприятных сюрпризов эти шины не преподносят.
Все сюрпризы — на асфальте. Совершая «переставку» на шинах Bridgestone, эксперты пару раз не на шутку напугали стоявших поодаль механиков: автомобиль начинал вычерчивать на асфальте синусоиду с увеличивающейся амплитудой. Ширины трека, на котором эксперты выполняли маневр, едва хватало, чтобы сбить колебания. Да и по части тормозов шины Bridgestone оказались в аутсайдерах — хуже только Nokian.
Вывод: шины Bridgestone Blizzak WS-50 годятся лишь для загородной зимней эксплуатации. А вот по городским, особенно очищенным от снега, улицам ездить на них не рекомендуется.
— управляемость на снегу
— управляемость на асфальте
— тормозные свойства на асфальте
Общая оценка: 7,1
Michelin Maxi-Ice
Страна-производитель Франция
Размерность 195/65 R15
Индекс скорости Q (160 км/ч)
Глубина рисунка протектора 8,1 мм
Шины Maxi-Ice уже четвертый год доказывают, что название для них выбрано не самое удачное. Ведь Ice в переводе с английского — это «лед». Но именно на льду эти шины проигрывают. Сцепные свойства — одни из худших. Впрочем, и на снегу они далеки от идеала. Что касается управляемости, то тут результаты чуть лучше. На льду шины понравились спокойными реакциями. Пределы по сцепным свойствам невелики, поэтому особо высокой скорости в поворотах достичь не удается. Нет скорости — нет проблем. На снегу скорости выше — и огрехи управляемости становятся заметнее. Так, если проморгал начальную фазу заноса, то вернуть автомобиль на траекторию будет уже непросто. Оценку надежности управления на снегу пришлось снизить.
Неохотно шины Michelin противостоят слашплэнингу — протектор рассечен множеством мелких прорезей, а вот крупных каналов для отвода мокрого снега не хватает — шины рано всплывают на шуге, лишая водителя власти над автомобилем.
Зато на асфальте эти шины — одни из лучших в нашем тесте. Минимальный тормозной путь, минимальный шум при качении. Да и по управляемости шины Maxi-Ice имеют конкурентов только в стане шипованных шин. В своем классе они абсолютные лидеры, и мы можем рекомендовать эти шины тем, кто привык быстро ездить по асфальту. Правда, с появлением на дороге льда или снега придется умерить пыл — ошибок эти шины не прощают.
— сцепные свойства и управляемость на асфальте
— акустический комфорт
— сцепные свойства на льду
— низкое сопротивление слашплэнингу
Общая оценка: 7,0
Nordman
Страна-производитель Россия
Размерность 195/65 R15
Индекс скорости T (190 км/ч)
Глубина рисунка протектора 9,3 мм
Тип шипов не установлен
Высота рабочей части шипов 0,94—1,13 мм
Шины Nordman уже знакомы читателям Авторевю — в этом году они принимали участие в сравнительном тесте 14-дюймовых зимних шин, где продемонстрировали весьма посредственные результаты (см. АР № 19, 2003). Однако более достойных шин отечественного производства размерности 195/65 R15 на момент начала теста мы не нашли, поэтому и привезли в Финляндию шины Nordman. За полярным кругом их встретили как свои: напомним, что шины Nordman были созданы компанией Nokian Tyres специально для производства в России.
Финские испытатели дипломатично констатировали, что Nordman — лучшие шины из России, с которыми им приходилось иметь дело. По результатам испытаний они оказались лучше корейских шин Kumho и олдтаймеров Michelin. Но особо радоваться нечему. В большинстве испытаний шины Nordman выступили посредственно. И на льду, и на снегу сцепные свойства оставляют желать лучшего. По части управляемости шины Nordman — тоже не подарок. Автомобиль неплохо управляется на грани скольжений, но с ростом скорости шины очень резко и неожиданно теряют сцепление с ледяной или снежной поверхностью. При этом автомобиль демонстрирует склонность к сносу передней оси. Занос для этих шин — явление нетипичное. В любом случае, низкие сцепные свойства и нервные срывы в скольжения все время держат водителя в напряжении. Причем не только в поворотах, но и на прямой.
На асфальте шины Nordman шумели громче всех. Проиграли они и в испытаниях на управляемость. Зато к борьбе со снежно-водяной кашей они подготовлены неплохо — это, пожалуй, самое яркое достоинство шин Nordman.
— высокое сопротивление слашплэнингу
— управляемость на льду и на снегу
— сцепные свойства на льду и на снегу
— шум
Общая оценка: 6,8
Pirelli Icesport
Страна-производитель Италия
Размерность 195/65 R15
Индекс скорости T (190 км/ч)
Глубина рисунка протектора 9,4 мм
В отличие от своих шипованных собратьев, шины Pirelli Icesport не очень-то приспособлены для эксплуатации в условиях суровой северной зимы. Они созданы для Центральной Европы и ориентированы на мощные автомобили — в гамме размерностей есть и шестнадцати-, и семнадцатидюймовые шины.
В «ледяных» тестах, призванных оценить сцепные свойства в продольном направлении, шины Pirelli Icesport оказались на средних позициях. А вот с управляемостью беда: одно неосторожное движение рулем или легкомысленное обращение с педалью газа — и автомобиль отправляется в затяжное скольжение. Водитель теряет контроль над автомобилем. Но на снегу от этих неприятностей не остается и следа. Автомобиль из «капризного ребенка» превращается в «послушного отличника». Водитель хорошо чувствует ту грань, за которой начинаются скольжения, и перестает их бояться. Умело пользуясь заносом, он теперь может быстрее проходить крутые виражи. Видимо, правильнее было бы назвать эти шины Snowsport, а не Icesport.
На асфальте от шин Pirelli мы ожидали большего. На деле оказалось, что сцепные свойства и характеристики управляемости у них ничуть не лучше, чем у лидеров теста. Да и по сопротивлению слашплэнингу Pirelli отстают от конкурентов.
Для наших условий эксплуатации больше подойдут другие итальянские шины — Pirelli Winter Carving.
— надежность управления на снегу
— управляемость на льду
— низкое сопротивление слашплэнингу
Общая оценка: 6,8
Kumho KW-11 I’zen Stud
Страна-производитель Южная Корея
Размерность 195/65 R15
Индекс скорости T (190 км/ч)
Глубина рисунка протектора 9,4 мм
Тип шипов Scason 10
Высота рабочей части шипов 1,01—1,18 мм
Корейские шины Kumho не первый раз участвуют в наших тестах. Но так низко в итоговом протоколе они еще не опускались. О борьбе с топ-моделями и речи не идет — они проиграли даже российским шинам Nordman. Единственным приятным исключением стал уровень акустического комфорта — в классе шипованных шин Kumho оказались довольно тихими.
Автомобиль, обутый в корейские шины, напоминает корову на льду: ни затормозить, ни разогнаться, да и с управляемостью беда: словно развалились наконечники рулевых тяг. Водитель совершенно не чувствует автомобиль, не знает, когда шины потеряют сцепление с дорогой, не знает, чего ждать в следующую секунду. Впрочем, после пары кругов становится понятно, что ждать нужно резкого и плохо контролируемого заноса: автомобиль мгновенно разворачивается на 180°. Ни один из экспертов не избежал этой участи. Что делать? Можно ездить медленнее. Но ездить медленно по снегу, да и по льду можно даже на летних шинах. Зачем тогда покупать зимние, да еще шипованные шины Kumho? Незачем.
Может, корейские шины хороши на асфальте? Нет. И по тормозным свойствам, и по управляемости они заметно хуже конкурентов. Характеристики слашплэнинга? Опять самый плохой результат. Уж лучше сэкономить деньги и приобрести отечественные зимние шины.
— невысокий для шипованных шин уровень шума
— управляемость на льду и на снегу
— сцепные свойства на льду и на снегу
— низкое сопротивление слашплэнингу
Общая оценка: 6,5
Michelin X M+S 260
Страна-производитель Испания
Размерность 195/65 R15
Индекс скорости Q (160 км/ч)
Глубина рисунка протектора 9,0 мм
Тип шипов Kometa P8-100
Высота рабочей части шипов 1,08—1,17 мм
Шины Michelin образца 1996 года мы включили в наш тест не ради смеха, а чтобы наглядно понять, есть ли прогресс в шинной промышленности. Есть! Ведь когда мы рассказываем о новых моделях шин, то их преимущества над старыми порой сводятся к минимуму. Но если оглянуться на семь лет назад, а это — два поколения шин, то окажется, что набежало немало. Старенькие шины Michelin X проиграли не только шипованным, но и нешипованным шинам. На льду нешипованые или, как их теперь принято называть, фрикционные шины Hakkapeliitta Q обладают лучшими сцепными свойствами, чем шипованные шины Michelin X! Это против законов физики? Нет, как раз хорошее знание законов физики, и не только физики, позволило инженерам разработать шины, которые способны цепляться за лед множеством резиновых кромок даже лучше, чем стальными шипами.
По своим сцепным свойствам на льду и на снегу старенькие шины существенно проигрывают новым моделям. По части управляемости шины Michelin X тоже мало подходят современному автомобилю. Но кое в чем «старички» еще сильны. По сопротивлению слашплэнингу шины Michelin X — одни из лучших в тесте. А на мокром асфальте они обеспечивают минимальный тормозной путь. Последнее легко объяснить тем, что раньше протекторы зимних шин были жестче — и по причине отсутствия мелких прорезей-ламелей, и из-за высокой твердости резины. Кстати, ресурс старомодных зимних шин тоже был выше. Но жалеть об этом сегодня не стоит — ведь лишние тысячи километров пробега шины набирали в ущерб безопасности.
Однако старые шины Michelin выявили не только прогресс, но и его отсутствие. Оказалось, что шины Kumho и Nordman лишь чуть лучше, чем шины Michelin семилетней давности.
— высокое сопротивление слашплэнингу
— тормозные свойства на асфальте
— сцепные свойства на льду и на снегу
— управляемость на льду и на снегу
Общая оценка: 6,3
Bridgestone Blizzak MZ-01
Страна-производитель Япония
Размерность 195/65 R15
Индекс скорости Q (160 км/ч)
Глубина рисунка протектора 9,0 мм
Шины Bridgestone Blizzak MZ-01 в свое время были одними из лучших в категории «friction tyres». Но сегодня шины, разработанные семь лет назад, пасуют перед новыми моделями. Посредственные сцепные свойства на льду сочетаются с крайне низкими характеристиками на асфальте. Возраст. Во время испытаний эксперты не переставали удивляться — ведь когда-то этим шинам они ставили высшие баллы за управляемость. А сейчас на ледяной извилистой трассе приходится бороться с автомобилем. Чуть выше скорость — и можно вызывать техничку: автомобиль повис на сугробе. Контролировать скольжения на этих шинах крайне трудно, да и почувствовать начало скольжений непросто.
На снегу ситуация чуть лучше, но расслабляться не стоит — автомобиль довольно нервно реагирует на управление.
На асфальте характеристики шин Blizzak MZ-01 тоже заслуживают критики. Шум при качении, низкая эффективность при торможении, посредственная управляемость. Современные зимние шины обладают более отточенными характеристиками. Прогресс налицо. Но чтобы оценить этот прогресс, стоит время от времени оглядываться назад.
— сцепные свойства на льду и на снегу
— управляемость на льду и на снегу
— сцепные свойства на асфальте