Мимо боксов каталонской трассы
Montmelo Circuit на скорости за 200 км/ч проносятся
автомобили. Не болиды Формулы-1, а дорожные
купе — Mercedes SLK, Porsche 911, новый BMW M3... Кто пустил
на асфальт формульного трека «обычные»
машины? На боковинах их покрышек мелькает
одна и та же надпись — ContiSport-Contact 2. Так
называются новые «элитные» шины компании
Continental, презентацию которых решили устроить,
воспользовавшись «окном» в плотном графике
зимних формульных тестов на знаменитом
испанском автодроме.
Накануне нашего визита в
Барселоне прошел дождик, поэтому асфальт
гоночного кольца был влажным.
— Конфигурацию трассы мы оставили почти
без изменений, — инструктировали
журналистов перед заездами. — Мы добавили
только один ретардер на входе в поворот
перед стартовой прямой. В предыдущие дни
ваши коллеги были здесь слишком быстрыми и
разбили несколько машин...
После этих слов журналистов сдуло из
конференц-зала — судя по всему, им хотелось
не столько испытать новые шины, сколько
проверить свои драйверские способности.
На количество автомобилей в боксах грех
было жаловаться, но Porsche на всех не хватило.
Сразу же образовалась очередь... Я же решил
не тратить время зря и отправился на
асфальтовую площадку, где во время гонок
обычно устраивают закрытый парк. Сейчас
здесь конусами размечена небольшая «мокрая»
трасса, которую постоянно поливают из
специальных разбрызгивателей. К моим
услугам — несколько пар машин с бортовыми
электронными секундомерами. В каждой паре
одна из машин укомплектована новыми шинами
Continental, а вторая — покрышками конкурентов.
Очная ставка!
Сажусь в Volkswagen Beetle на шинах Continental. Один круг,
второй, третий. Автомобиль прекрасно
управляется и эффективно тормозит,
несмотря на мелкие лужицы, подпитываемые из
фонтанчиков вдоль трассы. Никаких затяжных
скольжений, все под контролем. Мое лучшее
время — 33,97 с. Пересаживаюсь в аналогичный
Жук, но на шинах Dunlop SP 9000, и... в первом же
повороте едва не скашиваю вешки на выходе.
Сцепные свойства этих шин явно ниже,
особенно в поперечном направлении.
Пришлось чуть снизить скорость и
аккуратнее работать рулем и газом. Время
круга — ровно на секунду больше.
Теперь меня ждут два одинаковых суперкара
Porsche 911 — один на шинах ContiSportContact 2, другой на
покрышках Pirelli P Zero. Трасса — та же. На этот
раз существенной разницы в поведении
автомобилей я не заметил. Разве что Сontinental
чуть лучше восстанавливал сцепные свойства
после скольжений. Впрочем, в случае со столь
достойным соперником организаторы немного
схитрили. Они выставили против своей
новинки предыдущую модель P Zero, а не новые
покрышки Pirelli P Zero Rosso, дебютировавшие год
назад (см АР № 3, 2000).
А теперь можно отправляться и на «большое»
кольцо. Очередь из журналистов стала
заметно короче. Но и машин на трассе
поубавилось — BMW M Coupe и один из двух Porsche 911
уже успели «улететь» с трассы, причем 911-й
закончил заезд в груде старых покрышек.
Слава Богу, водитель не пострадал. А
автомобилю потребуется кузовной ремонт и
новая подушка безопасности...
Я вновь решил начать с малого и сперва взял
Peugeot 406 с «автоматом». Потом пересел на Merсedes
CLK — тоже с автоматической коробкой.
Хорошие машины, но не для этой трассы. Нет,
по-настоящему опробовать шины на этом
асфальте можно только за рулем настоящего
суперкара — Porsche 911!
Тугое сцепление, «упругий» руль, четкие
переключения передач. А как здесь работает
система стабилизации ESP! Она вмешивается в
управление лишь в самый последний момент.
Да, получается резковато. Но ты идешь
постоянно на грани. И чувствуешь эту грань
не только по мигающей на комбинации
приборов лампочке, но и по начинающимся
скольжениям.
Чтобы еще больше приблизиться к ощущениям
пилотов Формулы-1, отключаю ESP. Теперь
приходится аккуратно дозировать тяговую
силу. Чуть больше газа — и задние колеса
срываются в скольжение. Какой это,
оказывается, кайф — в лихом заносе пройти
поворот Repsol или следующий за ним поворот Seat!
Главное — не увлекаться, о чем лишний раз
предупреждают черные следы, которые уходят
с трассы на грунт. А самым опасным был
поворот Elf, следующий за стартовой прямой, —
именно там «улетел» первый Porsche. Тот, кто
сидел за рулем, потом рассказывал, что хотел
выжать на подсохшем к тому времени прямике
250 км/ч. Выжал. Вот только того, что в
повороте асфальт еще мокрый, не учел...
А что же шины? Судя по всему, модель
ContiSportContact 2 стала явно лучше, чем шины
предыдущего поколения, на которых мне
пришлось немало поездить на разных
автомобилях. А главное впечатление после
этих первых заездов таково: SportContact второго
поколения сочетают высокие сцепные
свойства с мягкими и прогнозируемыми
реакциями. Благодаря этому даже невероятно
мощные суперкары вроде Porsche 911 и BMW M3
допускают уверенную езду не только на грани
скольжений, но и за гранью.
Новые шины ContiSportContact 2 будут доступны далеко
не каждому. И дело не столько в цене, сколько
в размерности. Ведь самый скромный SportContact 2
имеет размерность 205/55 R16. А самый нескромный
— 295/30 ZR20. К тому же, по прогнозам дилеров,
новые шины вряд ли появятся в России этой
весной. Причина понятна — фирма Continental в
первую очередь попытается наладить
поставки шин ContiSportContact 2 на конвейеры
европейских автозаводов, а уж после
примется за вторичный рынок. Уже сегодня
есть сертификаты на комплектацию новыми
покрышками, полученные от фирм Porsche и Ford, а в
ближайшие полгода Continental планирует
получить подобные одобрения еще от дюжины
автопроизводителей.
Кстати, шины ContiSportContact предыдущего
поколения, объем выпуска которых с 1996 года
составил 6,5 миллионов штук, с производства
еще не сняты...
Учимся у природы Перед началом разработки новой модели
шин ContiSportContact маркетологи концерна провели
опрос владельцев мощных автомобилей,
использующих низкопрофильные покрышки
скоростных категорий V—Y (от 240 до 300 км/ч).
Оказалось, что эта категория водителей в
большинстве случаев (62%) выбирает
автомобиль с целью получить максимальное
удовольствие от вождения. Того же они ждут и
от шин. А если разложить на составляющие
требования этих водителей к
высокоскоростным шинам, то выяснится, что
основная доля (66%) приходится на показатели
активной безопасности, из которых на первом
месте (18%) стоят сцепные свойства на мокром
асфальте. Поэтому инженеры уделили
основное внимание повышению тормозных
свойств на мокром и сухом асфальте,
устойчивости к аквапланированию и
доработке характеристик управляемости.
Достичь этого им помогли три
технологические составляющие: бионический
контур, бионическая смесь и оригинальный
рисунок протектора.
Бионический контур. Это решение уже год
используется на серийных шинах ContiPremiumContact (см
АР № 5, 2000). Напомним, что основано оно на
приципе кошачьей лапы, расширяющейся при
увеличении вертикальной нагрузки (например,
при приземлении после прыжка). При
торможении ширина пятна контакта любой
шины увеличивается, но у биошины это
увеличение в среднем в два раза больше. К
тому же биоконтур способствует более
равномерному распределению нагрузки в
пятне контакта шины с покрытием.
Бионическая смесь. Не секрет, что любая
поверхность, даже очень гладкая (например,
ровный лед), представляет собой ряд
микронеровностей. Задача протектора —
зацепиться за эти неровности, для чего
резина должна быть как можно более
эластичной. В то же время эти же участки
протектора должны передавать существенные
продольные и поперечные нагрузки, то есть
быть довольно прочными. Как совместить эти
противоположные свойства? Решение проблемы
инженеры опять подсмотрели у природы.
Паутина, которую плетет паук, устроена так,
что наружные нити толще и прочнее, а
внутренние тоньше и эластичнее.
Молекулярные цепочки состава резины новых
шин напоминают такую паутину. Наряду с
обычными связующими цепочками серы здесь
есть еще и особые связки, которые проявляют
свою активность только на поверхности
протектора под воздействием высоких
температур и нагрузок. Например, при резком
торможении эти связи обеспечат достаточную
эластичность и станут обволакивать резиной
микронеровности асфальта. В то же время, в
обычных условиях резина будет оставаться
прочной и упругой, что предохранит ее от
преждевременного износа. Система получила
название BiNet (Bionic Net).
Рисунок протектора. Для ContiSportContact 2 был
разработан абсолютно новый асимметричный
рисунок протектора. Компромисса между
сцепными свойствами и сопротивлением
аквапланированию удалось достичь за счет
перераспределения площадей продольных и
поперечных канавок. Так, первые выполнены
более широкими и глубокими, что позволило
уменьшить площадь вторых. Поперечные
канавки не насквозь рассекают блоки
протектора, а лишь надрезают их. Получается,
что протектор состоит из пяти или, при
ширине более 265 мм, шести кольцевых лент.
Такая конструкция обеспечивает высокую
жесткость в продольном направлении, что
позволяет реализовывать значительные
тяговые и тормозные моменты. А глубокие
продольные канавки при помощи поперечных «полуканавок»
без труда справляются с отводом воды из
пятна контакта при проезде луж.
Как и другие асимметричные шины, ContiSportContact 2
имеют более насыщенную наружную часть
протектора — она отвечает за
характеристики управляемости. А внутренняя
часть изрезана большим числом канавок, что
обеспечивает надежность движения по мокрой
дороге. Кстати, новые шины — не
направленные и требуют ориентации лишь при
монтаже на диск.
О. РАСТЕГАЕВ
Фото автора
Новые технологии шин
ContiSportContact 2
Работа системы BiNet в
зоне
микроконтакта шины с дорогой
Диаграмма сравнения
характеристик шин
ContiSportContact и ContiSportContact 2