Своей
популярностью компания Nokian Tyres обязана,
прежде всего, зимним шинам. Но похоже,
финнам этого мало — они устремили свои
взоры в Центральную Европу, где по "вольным"
автобанам Германии носятся мощные
суперкары. Почему на их колесах должны
красоваться только такие имена, как Michelin,
Pirelli, Continental?
Новая модель Nokian NRV, которая рассчитана на
движение со скоростями до 240 км/ч, призвана
ввести финскую компанию в мир шинной элиты.
Однако специалисты Nokian решили не просто
сделать скоростную шину, но и наделить ее
лучшими "демисезонными" свойствами —
способностью держать дорогу при низких
температурах и на мокром покрытии.
Взгляните на рисунок протектора шин NRV —
ранее фирма Nokian ничего подобного не делала!
Глубокая продольная канавка делит рабочую
поверхность шины в пропорции 1:2 —
протектор асимметричен, и, стало быть,
покрышки различаются на правые и левые.
Мало того — они имеют направленный
рисунок протектора. То есть установить
шины с надписью left на левую сторону
автомобиля недостаточно, их еще надо
правильно сбортировать. Ради чего такие
сложности?
Дело в том, что разным
частям протектора "поручены"
различные функции. Внутренняя имеет
глубокие диагональные канавки — они
эффективно отводят воду, обеспечивая
высокую устойчивость к
аквапланированию и хорошие сцепные
свойства на мокрой дороге. А в
поворотах, где для шины важно иметь
большую площадь контакта с дорогой,
основная нагрузка ложится на внешнюю
часть протектора с более насыщенным
рисунком.
Но это еще не все секреты шинников. "Тесто",
из которого сделан протектор шины,
состоит примерно из двадцати
различных химических соединений.
Базовые элементы общеизвестны — это
углерод, сера и ряд полимеров. Но есть
еще и специальные добавки, формулы
которых производители держат в
строжайшем секрете. Например, многие
шинные компании добавляют в состав
протектора так называемую силику —
диоксид кремния Si2O3.
Шины Nokian NRV имеют
направленный асимметричный рисунок
протектора
Силика улучшает сцепные свойства
покрышек на сухом и мокром асфальте, но с
падением температуры ниже +20oС она
работает все хуже и хуже. А в рецептуре
материала новых шин Nokian NRV фигурирует
термосилика — как утверждают химики Nokian,
разработанное ими соединение практически
не меняет своих свойств при пониженных
температурах, что особенно важно для
скоростной шины в условиях холодной и
дождливой скандинавской осени. Может,
поэтому для очного знакомства журналистов
с новыми шинами финны выбрали конец
октября.
Подъезды
к полигону фирмы Nokian Tyres, который
расположен в двух километрах от основного
производства и в 20 километрах от города
Тампере, изрядно испачканы грязью. Ее
нанесли грузовики — на полигоне полным
ходом идет строительство новых трасс.
Через год здесь будет и скоростное кольцо,
и обширный набор спецдорог... А пока для
испытаний нам выделили небольшую трассу с
тремя ходовыми поворотами. Тестовый
автомобиль — новенький Volvo S80, обутый в
шины Nokian NRV.
За рулем Volvo S80 я оказался впервые, а потому
на первых кругах в основном "вкатывался"
в автомобиль. А потом, привыкнув к его
спокойным переднеприводным реакциям,
начал прислушиваться к шинам. На одном из
прямиков — специальная ванна, залитая
пятимиллиметровым слоем воды. На
семидесяти шины не всплывают, на
восьмидесяти тоже, и лишь при скорости 90 км/ч
появляются признаки аквапланирования — в
режиме разгона передние колеса начинают
буксовать.
А что в виражах? Покрытие в поворотах было
нестабильным — пятна сухого асфальта, а
кое-где лужи. Провоцируя срыв в скольжение,
захожу в поворот по "сухой"
траектории, затем цепляю пятно воды и жду
резкого сноса к наружной обочине, но...
Оказывается, такое разноименное покрытие
для шин NRV не проблема — поднимая веер
брызг, Volvo проходит лужи лишь с небольшим
смещением наружу поворота.
Наматывая круги на Volvo S80, я все посматривал
на автомобиль, припаркованный у боксов.
Там, с "люстрой" из дополнительных фар
на передке, стоял VW Golf IV GTI — тоже в шинах
Nokian NRV.
Подъезжаю к боксам:
— Можно прокатиться на "заряженном"
Гольфе?
— Давай, только осторожнее, — нехотя
согласился испытатель Юха Лайтсаари. —
Это наша тестовая машина, в отличие от
презентационного Volvo, ее бить нельзя.
После такого предупреждения быстро ехать
не очень-то хотелось. Но после первого
круга я осторожничать перестал: все-таки
Golf GTI — это настоящий driverХs car. В отличие от
Volvo, на котором с началом скольжений езда
становится неинтересной, тут по
достижении сцепных пределов шин все
только начинается! Четкие, моментальные
реакции на повороты руля, на сброс и
добавление газа. Мощный 150-сильный мотор
позволяет управлять автомобилем тягой
даже на сухом асфальте... Класс! И не
исключено, что одной из составляющих этого
наслаждения явились и шины Nokian.
А
потом был небольшой пробег по финским
дорогам. Мы ехали в общем темпе — 80—120 км/ч.
Конечно, и здесь я пытался оценить влияние
шин на фоне общего впечатления от езды.
Плавность хода была хороша, на прямой Volvo
не рыскал, управлялся надежно. Разве что
шелест шин прослушивался отчетливо — но
не на таком уровне, чтобы раздражать...
Однако судить о качествах шин Nokian я пока не
берусь — ведь сравнивать было не с чем!
Придется подождать традиционных тестов
Авторевю, в которых мы сможем испытать
шины Nokian NRV вместе с их конкурентами.
Насколько интересна финская новинка для
российских автомобилистов? В России новые
шины можно будет приобрести уже будущей
весной. К сожалению, владельцам Жигулей и
Москвичей не удастся оценить преимущества
шин Nokian NRV — ведь в продажу поступят только
15- и 16-дюймовые покрышки. Но среди них есть
размерность 195/65 R15, подходящая для Волги
ГАЗ-3110 и многих иномарок среднего класса.
И все же, основная цель финских шинников —
пробиться на центральноевропейский рынок
покрышек скоростных категорий для
престижных автомобилей. И занять на нем не
насыщенную пока нишу "демисезонной"
шинной элиты...