Для
начала определимся с размерностью. Мы
выбрали 235/75 R15. Сегодня это наиболее
массовый "размер обуви" для джипов. Он
подходит для автомобилей Mitsubishi Pajero, Nissan
Terrano, Ford Explorer, Hyundai Galloper... Но ведь крупные
фирмы-производители шин предлагают целую
гамму моделей, предназначенных для
установки на один и тот же автомобиль. Одни
покрышки — преимущественно для езды по
асфальту, другие — для грязи, третьи — для
песка... Конечно, интересно попробовать все,
но тогда список участников вырастет до
нескольких десятков, а испытания
растянутся на месяцы. Поэтому решено было
закупать шины, исходя из предполагаемых
требований владельца недешевого
внедорожника. А он, этот владелец, большую
часть времени колесит по асфальтированным
дорогам и возможности полного привода
использует в лучшем случае зимой. А на
вопрос — когда последний раз приходилось
включать блокировку межосевого
дифференциала? — может запросто ответить
вопросом: а что это такое? Так что в наш
список попали всесезонные шины широкого
назначения, без ярко выраженной
внедорожной специфики. Вот они: Bridgestone Dueler A/T
691, Cooper Discoverer Radial STE, Fulda Tramp 4x4 Mix, Goodyear Wrangler RT/S,
Michelin 4x4 Polyvalent, Nokian Hakkapeliitta 10, Pirelli Scorpion S/T,
Wintermaster Plus. Некоторым может показаться
странным участие в испытаниях шин Nokian.
Ведь модель Hakkapeliitta 10 — зимняя, причем шины
эти ошипованные. Но, во-первых, при желании
можно купить и нешипованный вариант. А во-вторых,
мы сделали исключение с тем, чтобы оценить
зимнюю шину в условиях всесезонной
эксплуатации.
Тестируемые покрышки в разных условиях
примеряли два автомобиля Mitsubishi Pajero с
турбодизельными двигателями. Первый этап
испытаний состоялся на трассах хорошо
знакомого нам заполярного испытательного
полигона Test World, расположенного близ
финского города Ивало.
ЕСЛИ НЕ ЛЕД, ТО СНЕГ
Методика
испытаний во многом схожа с той, что мы
применяли для оценки зимних шин легковых
автомобилей (см. АР
№ 21, 1997). Сначала — замеры тормозной и
разгонной динамики. На этом этапе доля
субъективности сведена к минимуму,
поскольку сидящий за рулем испытатель
лишь нажимает на педаль газа или тормоза, а
время разгона и тормозной путь фиксирует
измерительный комплекс Test Gyro 3x3.
Площадкой для "ледяных испытаний"
стала замерзшая поверхность одного из
многочисленных финских озер. Идеально
гладкий лед полируют два Pajero. Задача
первого — сравнить время разгона до 18 км/ч
на разных шинах. Водитель раскручивает
мотор до оборотов максимальной мощности и
"бросает" сцепление. И постоянно
буксующие колеса медленно разгоняют
автомобиль до заданной скорости. Другой
Pajero, наоборот, разогнавшись до 50 км/ч,
тормозит с блокировкой передних колес.
Почему только передних? Да потому, что
тормозные цилиндры задних отключены,
чтобы избавиться от заносов. В таком
варианте автомобиль обычно
останавливается через 150—160 метров. Но в
итоговой таблице цифры явно меньше. Дело в
том, что они получены в результате
пересчета полученных данных в вариант "торможение
четырьмя колесами".
И тормозной путь, и время
разгона с высокой точностью
определяет прибор Test Gyro 3х3 |
По той же схеме
происходят испытания на укатанном
снегу. Только разгоняется автомобиль
не до 18, а до 25 км/ч.
Теперь необходимо оценить сцепные
свойства шин на льду в поперечном
направлении. Для этого испытатели
отправляются на 60-метровое ледяное
кольцо. Задача — пройти круг как можно
быстрее. Лучший результат удается
показать, когда Pajero обут в шины Nokian.
Теперь — оценка управляемости. |
Нужно преодолеть извилистую трассу с
максимальной скоростью. А после еще и
объяснить, на каких шинах это было сделать
проще, и почему. Правда, в своих отчетах
эксперты оперировали не названиями шин, а
цифрами — шина № 1, шина № 2, шина № 3. Сидя
за рулем, водители не видели, какие именно
колеса им устанавливали механики. Тем
самым полностью исключается предвзятость
в оценках. Тесты на управляемость
проводились как на льду, так и на снегу.
А следующее упражнение в какой-то мере
помогает оценить проходимость. Ровный
подъем засыпан десятисантиметровым слоем
снега. Стартовав с места, автомобиль
должен проехать 20 метров вверх как можно
быстрее. Водителю разрешено произвольно
работать педалями газа и сцепления. Хочешь
— буксуй, хочешь — иди внатяг. Главное —
показать лучшее время. Это удалось сделать
на шинах Nokian. Что ж, сказывается их зимняя
специфика.
И,
наконец, субъективные оценки устойчивости
автомобиля при движении по дорогам общего
пользования. Поверхность дорог зимой, как
правило, неровная. Прошел снегоочиститель
— оставил валик снега. В оттепель
грузовики накатали колеи — и с понижением
температуры они превратились в жесткие
желоба. Pajero по-разному реагирует на такие
неровности, будучи обутым в разные шины.
Конечно, идеальный вариант — когда
автомобиль вообще "не обращает внимания"
на неровности, а четко следует по заданной
водителем траектории. Оказалось, что проще
всего ехать на шинах Michelin. Если же обуть
Wintermaster, то при той же скорости движения
придется напряженно работать рулем.
Закончив зимние испытания, мы переждали
пару месяцев и приступили к летней части
программы.
ПО МОКРОМУ АСФАЛЬТУ
Как
и для легкового автомобиля, для джипа
особую опасность представляет мокрая
дорога. Попробуем выяснить, как ведут себя
на мокрой дороге тестируемые покрышки.
Первое упражнение — торможение с
блокировкой передних колес. Причина
отключения задних тормозов та же, что и
зимой. После обработки результатов стало
ясно, что на шинах Pirelli и Fulda наш автомобиль
останавливается через 21,5 метра. А на шинах
Nokian скользит еще 3,5 метра. В какой-то
ситуации этих метров может и не хватить...
Следующее испытание показывает, как шины
сопротивляются аквапланированию. Для
этого Pajero на разных покрышках кружится по
кольцу, залитому восьмимиллиметровым
слоем воды. Водитель увеличивает скорость
до тех пор, пока передние колеса не
начинают всплывать, теряя контакт с
асфальтом. Это — предел. Скорость
заносится в протокол испытаний. Разница
между лучшими в этой номинации шинами Michelin
и худшими Fulda — более 10 км/ч.
Теперь
— управляемость. Методика схожа с той, что
применялась зимой. Несколько экспертов
проезжают по извилистой трассе (покрытие
— мокрый асфальт) с максимально возможной
скоростью. Фиксируется время, и, кроме того,
испытатели дают субъективную оценку
удобства управления автомобилем на тех
или иных шинах.
Субъективные оценки эксперты выставляют и
еще по двум показателям: устойчивость
прямолинейного движения и акустический
комфорт. Для этого на каждом комплекте шин
несколько испытателей по очереди
совершают пробег по дорогам общего
пользования. Каждый ставит оценки по
десятибалльной шкале, а затем оценки
разных испытателей усредняются. Стоит
лишь пояснить, что понимается под
устойчивостью прямолинейного движения.
Дорога никогда не бывает идеально ровной
— всегда на ней есть выбоины, волны
асфальта и неглубокие колеи. Если на шинах
Pirelli или Bridgestone наш Pajero таких неровностей
практически "не замечал", то водитель
машины, обутой в шины Wintermaster, вынужден был
бороться со ставшим "непослушным"
джипом подруливаниями.
И, наконец, проходимость. Коль уж
автомобиль у нас дорогой и даже престижный,
то мы и бездорожье выбрали "помягче".
А именно — мелкий гравий. Раскатанный
бульдозером ровный слой толщиной 25
сантиметров. К Pajero прицепили двухосный
груженый прицеп и заставили машину
разгоняться. Причем с приводом только на
задние колеса. Лучше всех с этой задачей
справились шины Nokian. Развитые
грунтозацепы сделали свое дело. В
аутсайдерах же оказались шины Goodyear.