Олег РАСТЕГАЕВ
Фото автора
— А вот и «отец» новых шин.
Знакомьтесь — Кристоф Луссуарн, 26 лет, в
течение года руководил проектом Pilot Exalto
II...
Не может быть! Разработка новой
модели шин — всего за год? Да еще под
началом 26-летнего инженера?
Предыдущие покрышки Michelin Pilot Exalto
знакомы мне не понаслышке — за рулем
редакционного хэтчбека Peugeot 206 я проехал
на них без малого 30000 км. Шины были
жесткими и шумными, зато отличались
прекрасными сцепными свойствами на
мокром асфальте.
И вот теперь — Pilot Exalto второго
поколения. Но как французам удалось
настолько сократить цикл разработки,
который обычно длится два-три года?
— Все просто, — смеется 26-летний
Кристоф. — Мы не делали новый Pilot Exalto с
нуля, а взяли за основу решения, уже
обкатанные на других моделях Michelin.
Взгляните на рисунок протектора. Правда,
похоже на Michelin Pilot Sport 2? А структуру
каркаса мы позаимствовали от шин Pilot Sport
первого поколения. Оставалось лишь
доработать «проблемные» характеристики
шин Michelin Pilot Exalto предыдущего поколения —
некоторые клиенты жаловались на высокий
уровень шума при качении, на вялые
реакции автомобиля на сухом асфальте и
на относительно невысокий ресурс.
Улучшение этих качеств и стало для нас
приоритетным.
Со слов Кристофа, новое поколение шин
Exalto унаследовало отличные «дождевые»
характеристики модели-предшественницы.
И это несмотря на то, что направленный
рисунок — идеальное решение с точки
зрения сопротивления аквапланированию
— уступил место асимметричному, очень
похожему на рисунок протектора шин Michelin
Pilot Sport 2 (см АР № 3, 2003). Как и на других
асимметричных шинах, внешняя часть
протектора новых Exalto имеет более
насыщенный рисунок, что обеспечивает
хорошие характеристики управляемости. А
на внутренней части больше канавок,
которые отвечают за отвод воды на мокрой
дороге.
Автомобили для тестов мишленовцы
подобрали с характером — «заряженные»
хэтчбеки Renault Clio Sport с двухлитровыми 172-сильными
моторами.
Под колесами — сухой асфальт. Сначала
еду на новых шинах. Маленький Clio Sport на
внушительных 16-дюймовых колесах легко
выполняет «переставку» на скорости
около 80 км/ч и четко пишет синусоиду на «змейке».
С минимальными скольжениями, с четкими
реакциями на повороты руля... Даже когда
я попробовал резким сбросом газа
спровоцировать занос, автомобиль лишь
чуть «подработал» задней осью, но в
занос не сорвался. Очень надежное
поведение!
Теперь те же самые упражнения — на
шинах Pilot Exalto предыдущего поколения. «Горячий»
Clio неплохо идет по трассе, но скользить
начинает раньше и явно требует больших
углов поворота руля. Такое впечатление,
будто в старых шинах просто снижено
давление.
— Нет-нет, давление одинаковое! —
запротестовал Кристоф. — Хотите,
проверим?
Через пару минут он вернулся с
манометром в руках. Все честно: давление
одинаковое. Значит, эта разница
обусловлена исключительно свойствами
покрышек. И разница ощутимая!
Теперь — замеры тормозного пути. В
двух Clio установлены измерительные
комплексы V-Box — такую же аппаратуру мы
используем во время редакционных
испытаний на Дмитровском автополигоне.
Тормозить надо «в пол» со скорости 105 км/ч.
Разгоняюсь, бью по педали тормоза и под
стрекот АБС стараюсь удержать Clio в узком
коридоре вешек. Тормозной путь с 80 до 10
км/ч — 23,20 м. Еще заезд — 23,22. Следующий —
23,17. Завидная стабильность!
Теперь то же упражнение, но на шинах
предыдущего поколения. Результаты — 23,82
м, 23,77 м, 24,12 м... Разница как минимум в 60 см.
Это значит, что при замерах тормозного
пути со 100 км/ч новые шины отыграют у
старых метр, а то и полтора. Немало.
Специальных тестов по оценке
плавности хода или шумности
предусмотрено не было, однако я успел
почувствовать, что новые шины и тише
старых, и мягче на мелких неровностях.
Жаль, что не было «мокрых» тестов —
придется поверить на слово мишленовским
испытателям, которые утверждают, что на
мокрой трассе автомобиль на новых шинах
на 2,5% быстрее, чем на покрышках
предыдущего поколения.
А еще французы уверяют, что новая
модель отличается пониженным
сопротивлением качению, что особенно
ценят автопроизводители. Ведь это
означает пусть минимальную, но все-таки
экономию топлива.
Кстати, со сменой поколений поменялся
и статус шин Pilot Exalto. Если раньше они были
ориентированы исключительно на
вторичный рынок (производители
автомобилей не любят шины с
направленным рисунком протектора), то
теперь Exalto будут поставлять и на
первичную комплектацию, то есть — на
сборочный конвейер. А первой ласточкой
стал именно Renault Clio Sport, который с декабря
2003 года комплектуется шинами Michelin Pilot
Exalto размерности 205/45 R16.
И вообще, мишленовцы нацеливают Pilоt
Exalto именно на такие небольшие
автомобили с мощными моторами: Renault Clio
Sport, Ford Focus ST170, Peugeot 206 RC, Seat Leon Cupra. А у нас
эти шины наверняка придутся ко двору
отечественным тюнинговым компаниям,
которые занимаются вазовскими «девятками»
и «десятками». Впрочем, при желании
новый Michelin Pilot Exalto можно будет
установить и на стандартный BAЗ-2110: в
гамме размерностей предусмотрен
единственный 14-дюймовый вариант — 185/60
R14. А основные размерности — 15, 16 и 17
дюймов. Это, кстати, подчеркивает «элитный»
статус шин (так называемая «первая линия»).
...и Dynaxer
Для тех, кому нужны покрышки попроще и
подешевле, у компании Michelin есть марка «второй
линии» — Kleber. Эта французская фирма
входит в состав компании Michelin c 1980 года и
выпускает шины для массовых автомобилей,
владельцы которых ценят в покрышках
прежде всего характеристики на мокрой
дороге и тормозные свойства. На
марсельском полигоне (который, кстати,
изначально был полигоном фирмы Kleber)
мишленовцы дали опробовать новую модель
Kleber Dynaxer HP2 в сравнении с шиной-предшественницей
Kleber Viaxer AS.
Автомобили теперь более «гражданские»
— Peugeot 307. Кольцевая извилистая трасса —
с искусственным орошением: ведь при
разработке новых шин Dynaxer HP2 основное
внимание было уделено именно свойствам
на влажном покрытии.
Сначала шесть кругов на новых шинах:
Peugeot уверенно идет по трассе на грани
скольжений, хорошо управляется «в
пределе». Время лучшего круга — 36,11 с.
Затем пересаживаюсь на Peugeot, обутый в
шины предыдущего поколения — и сразу же
понимаю, что теперь на этой трассе
ловить нечего. Постоянные скольжения
передней оси не дают открывать газ в
поворотах — скорость явно ниже. Чуть
побыстрее зашел в поворот — и на выходе
уже не попадаешь: скользишь наружу.
Выкладываюсь как могу, а на табло
секундомера всего 38,3 с — старые шины
проигрывают новым более двух секунд с
круга! Да, не зря инженеры колдовали с
рисунком протектора и с новым
химическим составом резины... Хотя если
сравнить Dynaxer HP2 и тот же новый Pilot Exalto,
разница наверняка будет тоже ощутимая —
в пользу Мишлена. Все-таки «первая линия»,
не «вторая»...
В России шины Kleber Dynaxer HP2 уже продаются.
И стоят столько же, сколько и Viaxer AS:
покрышки размерности 195/65 R15 можно купить
за $85. А вот массовые поставки новых шин
Michelin Pilot Exalto начнутся лишь в следующем
году.
|