PZero Corsa: размер
от 205/50 ZR17 до 285/35 ZR19
Легендарный раллист Вальтер
Рерль с удовольствием
демонстрировал возможности
новых шин Pirelli PZero Corsa за рулем
Porsche 911
Настоящий американский спорт-кар
по имени Panoz
Управлять полноприводным Subaru,
обутым в Pirelli, проще, чем таким
же автомобилем на шинах Michelin
Pilot Sport Cup
«Гонки в песочнице» — 500-сильный
Ferrari 575M мечется по трассе,
проложенной прямо на парковке
По мокрому асфальту на шинах
Pirelli PZero Corsa можно ездить очень
быстро, но в глубокие лужи
лучше не попадать
Сравнение потребительских
качеств шин Pirelli PZero
Pirelli PZero System
PZero Corsa Direzionale
PZero Corsa Asimmetrico
Шины Michelin — главные
конкуренты Pirelli:
для шин PZero это Michelin Pilot Sport Cup (на
снимке слева)
Dodge Ram 1500 — такой большой, а
привод только на задние колеса.
Типичный американский подход
Шины Pirelli Scorpion STR для
американского рынка немного
отличаются от европейских —
другой состав резиновой смеси,
а на протекторе больше мелких
прорезей-ламелей
Большому пикапу — большие
шины: этот Cadillac Escalade обут в
шины Pirelli Scorpion Zero размерности
295/40 R24!
|
Олег РАСТЕГАЕВ
По кольцевой трассе Road Atlanta
проносятся суперкары. Ferrari,
Porsche, Panoz, Saleen... Нет, это не
очередной этап серии Petit Le Mans,
победитель которой
автоматически получает право
стартовать в знаменитой 24-часовой
гонке во французском Ле-Мане.
Это презентация нового
поколения шин Pirelli PZero —
покрышек класса Ultra High Performance (UHP),
предназначенных для мощных
спортивных автомобилей. А
пикапы и внедорожники, которые
стоят на парковке, обуты в
обновленные шины Pirelli Scorpion...
Т ри года назад итальянцы
представили шины Pirelli PZero Rosso, и
тоже в Штатах (см. АР № 3, 2000). В
2002 году появилось следующее
поколение — Pirelli PZero Nero. И вот,
спустя всего лишь год,
происходит еще одна смена
моделей — теперь «самые-самые»
шины Pirelli носят название PZero Corsa.
И это не просто переименование.
Говоря автомобильным языком,
покрышки Pirelli PZero Corsa — не «фэйслифтинг»
предыдущих шин PZero Nero, а
совершенно новая модель.
С первого взгляда протектор
новинки интригует.
Асимметричный направленный
протектор напрочь лишен
мелких прорезей-ламелей —
только крупные волнообразные
канавки. Да это же гоночный
псевдослик!
— На самом деле покрышки PZero
Corsa можно считать
универсальными, — подтвердили
люди из Pirelli. — В отличие от
настоящих спортивных
псевдосликов, на них можно
ездить и по дорогам общего
пользования. Но если в
выходной день вы на своем Ferrari
или Porsche захотите выехать на
гоночную трассу и
потренироваться, то менять
шины не придется! В чем вы
сейчас и убедитесь...
Какой автомобиль выбрать для «прогулки»
по трассе? Я сел в экзотический
для нас родстер американской
фирмы Panoz — естественно, на
шинах Pirelli PZero Corsa. С породистым
ревом 325-сильный
заднеприводный автомобиль
мгновенно набрал 80 миль в час,
я подлетел к «слепому»
перегибу трассы... А за ним — «услужливо»
расставленные ретардеры из
водоналивных пластиковых
отбойников. Торможение в пол!
Автомобиль легко сбросил
скорость, а шины при этом даже
не пискнули. Рывок руля влево,
потом вправо — Panoz как по
рельсам прошел через фильеру
ретардера и устремился вперед.
Еще пара связок — и затяжной
спуск, оканчивающийся
медленным левым. Бросаю взгляд
на спидометр — 100 миль в час, то
есть 160 км/ч. Жесткое
торможение, третья передача,
вторая... Попал!
Действительно, шины Pirelli PZero Corsa
держат не хуже настоящих
гоночных сликов. Секрет успеха
— облегченная конструкция
каркаса и специальный состав
резиновой смеси, рассчитанный
на работу при высоких
нагрузках. В результате после
пары кругов по спортивной
трассе эти покрышки всего лишь
нагреваются до рабочей
температуры, а не «размазываются»
по асфальту, как обычные
дорожные шины. Гистерезисные
потери сведены к минимуму — то
есть внутреннее трение в шинах,
вызванное деформацией резины
при качении, минимально.
А как себя поведут «псеводслики»
на мокром асфальте? Для этого
организаторы тестов
предусмотрели сектор проверки
«мокрой» управляемости.
Скорости здесь поменьше, чем
на трассе, да и автомобили
попроще — Mercedes Sportcoupe C230 K, Lexus
IS200, Mini Cooper, VW Golf GTi. Шины Pirelli PZero
Corsa на всех машинах оказались
очень «цепкими» на мокром
асфальте. Особенно приятно,
что при торможении, и в
поворотах новые покрышки
переходят в скольжение очень
плавно и предсказуемо —
автомобиль остается под
контролем и легко объезжает
вешки на трассе. Любопытно, что
водой была залита лишь
половина площадки. Так вот,
скорости движения «по мокрому»
и «по сухому» отличались не
намного. Да и характер
управляемости всех машин при
попадании на влажный асфальт
менялся незначительно.
Но что произойдет в дождь на
более высоких скоростях? Не
начнут ли на лужах всплывать «гладкие»
шины? Специалисты Pirelli не
скрывают, что по результатам
заводских испытаний
сопротивление
аквапланированию у новых шин
PZero Corsa ниже, чем у их
предшественников — PZero Rosso. Да
и показатели комфорта не в
пользу модели Corsa. Это еще раз
доказывает, что улучшать шины
по всем параметрам
одновременно можно лишь до
какого-то предела,
обусловленного нынешним
уровнем технологий. А дальше
начинаются компромиссы.
Выигрываешь в управляемости —
теряешь в комфорте.
Увеличиваешь сцепные свойства
на сухом асфальте — теряешь в
сцеплении на мокром покрытии...
Именно поэтому в гамме моделей
PZero Corsa есть более «гражданская»
версия — эти шины
универсальнее и не столь
чувствительны к погодным
условиям. Точнее, даже две
версии: PZero Corsa Direzionale и PZero Corsa
Asimmetrico. Первые шины
предназначены для установки
на передние колеса, вторые —
на задние. Разница в том, что
покрышки Direzionale эффективнее
противостоят
аквапланированию, а шины
Asimmetrico больше подходят для
передачи огромных продольных
и поперечных усилий. Все
вместе это называется PZero System.
Новая «система» PZero уже
принята на первичную
комплектацию автомобилей Ferrari
360 Challenge.
Любопытно было бы сравнить
шины Pirelli с конкурентами...
— Нет проблем! — приглашают
организаторы в следующий
сектор испытаний. — Вот два
седана Audi A4. Один на шинах Pirelli
PZero Corsa, другой обут в Michelin Pilot
Sport Cup. Это прямые конкуренты —
обе модели ориентированы на
спортивное вождение.
Попробуйте их на мокром
асфальте!
Сначала — три круга по
залитому водой кольцу на шинах
Michelin. Неплохо. Теперь — то же
самое на покрышках Pirelli.
Разница есть, и заключается
она не в скорости прохождения
круга, а в поведении машины в
повороте. Если на Мишлене
автомобиль реагирует на сброс
газа активным заносом, то на
Pirelli тот же Audi более устойчив, и
управлять им проще.
А если сравнить эти шины на
сухом асфальте?
— Пожалуйста! Вот вам Subaru Impreza
WRX!
Круг на шинах Michelin, круг на Pirelli.
Впечатления те же, что и на
мокром асфальте, — на шинах
Pirelli PZero Corsa автомобиль проще и
понятнее управляется,
скольжения начинаются плавнее,
и я могу точнее вести
полноприводный Subaru по
оптимальной траектории. На
Мишлене реакции Subaru более
резкие — в одном из узких мест
трассы я-таки ошибся и сбил
пару вешек. Что это значит? Это
значит, что с точки зрения «гражданского»
водителя шины Pirelli
предпочтительнее. Однако для
спортсменов выбор не столь
очевиден. Так, пользуясь
личным опытом участия
кольцевых гонках Кубка Polo,
могу сказать, что для спорта «резкие»
шины иногда предпочтительнее
«мягких» и «плавных». Хотя все
зависит от настроек
конкретного автомобиля, от
конфигурации трассы, от манеры
езды пилота...
Кстати, в Атланте у
журналистов была возможность
выслушать оценку новых шин
Pirelli из уст профессионала
высочайшего класса — чемпиона
мира по ралли, легендарного
Вальтера Рерля. Он уже успел
проехать несколько серьезных
гонок на шинах PZero Corsa и остался
ими доволен. Более того, Рерль
согласился прокатить всех
желающих по кольцу Атланты на
Porsche 911!
Я сидел справа — и восхищался
спокойной и рациональной
манерой управления Рерля: Porsche
шел по трассе как приклеенный.
Никаких резких движений — за
весь круг легендарный гонщик
ни разу не повернул руль более
чем на 45 градусов!
А «на сладкое» организаторы
приготовили два Ferrari 575M, на
которых можно было проехать по...
стоянке. На асфальтовой
площадке конусами была
выставлена небольшая трасса —
тихоходная, «под вторую
передачу». Да еще и
электронную систему
стабилизации отключать не
разрешили. Но отказываться я
не стал — когда еще
представится такая
возможность? И не пожалел. Даже
на второй передаче Ferrari — это
вам не Panoz какой-нибудь. Руль —
штурвал, салон — кокпит. Да еще
и новейшая секвентальная
коробка передач с клавишами
управления на руле. Класс! А
что здесь за шины? Конечно, Pirelli
PZero, но не Corsa, а Rosso. Кстати, не
все знают, что для дорогих
автомобилей «конвейерные»
шины специально адаптируются
под конкретную модель.
Например, покрышки Pirelli PZero,
поставляемые для первичной
комплектации автомобилей Ferrari,
могут отличаться по
характеристикам от шин той же
модели, предназначенных для BMW
М5.
А теперь отправляемся на
стоянку, где нас ждут
настоящие американские
автомобили — пикапы и
внедорожники. Все — на новых
шинах Pirelli Scorpion STR. По рисунку
протектора они очень похожи на
всесезонные покрышки Pirelli P6 Four
Seasons, которые два года назад
были разработаны специально
для автомобилей Audi Allroad, а
сейчас «вышли в тираж». Ведь
статистика показывает, что
большинство внедорожников и в
Европе, и в Америке редко
съезжают с асфальта, а потому и
шины им нужны дорожные. Такими
дорожными или, если хотите,
всесезонными и будут теперь
покрышки Pirelli Scorpion STR.
Рассказывать, как ведет себя
на этих шинах настоящий
американский пикап Dodge Ram 1500, на
котором я проехал добрую сотню
миль, — дело пустое. Сквозь его
подвеску и рулевое управление
почувствовать покрышки
нереально. Особенно на скучных
американских хайвеях с их
жестким ограничением скорости
в 70 миль в час (112 км/ч). По
большому счету, американцам
все эти нюансы управляемости
— до лампочки Эдисона. Их
больше волнуют сomfort and mileage,
комфорт и ресурс. А поэтому
поставляемые на американский
рынок шины сильно отличаются
от тех, что продаются в Европе.
Как правило, ни в названии, ни в
рисунке протектора разницы
нет, но конструкция и состав
смеси порой отличаются
заметно. Однако Pirelli Scorpion STR для
европейского и американского
рынков можно распознать и по
рисунку протектора:
американские Скорпионы имеют
больше мелких прорезей-ламелей,
эти прорези длиннее, а после
индекса STR стоит буква А. Кроме
того, почти все шины для
американского рынка имеют
маркировку M+S, которую в Европе
ставят только на зимние или
всесезонные покрышки. В
Америке клеймо M+S ставят даже
на спортивные шины серии PZero!
Кстати, M+S — это mud+snow, «грязь
плюс снег». Конечно, ни на
грязь, ни на снег «темпераментные»
шины Pirelli PZero Corsa не рассчитаны
даже в американском
исполнении. M+S — это формула
наших российских дорог! Грязь
плюс снег. И минус автодромы,
на которых можно было бы «оттягиваться»
владельцам мощных спортивных
автомобилей. Может быть, в
будущем трассы у нас все-таки
появятся? Но пока это
произойдет, сменится еще не
одно поколение спортивных шин
Pirelli PZero...
Шинные роботы
Многие
шинные заводы сегодня
используют ту же технологию
производства, что и десятки
лет назад. Но в 2000 году фирма
Pirelli представила свой новый
проект — полностью
автоматизированный завод по
производству шин (MIRS). Новые
технологии долго скрывали под
грифом «секретно», а потому
журналистов на европейские
заводы MIRS, расположенные в
Италии, Германии и Англии, не
приглашали. В августе прошлого
года такой завод был открыт и в
США близ маленького городка c
итальянским названием Рим.
Стоимость проекта — $100 тыс.
Сюда журналистов допустили.
Зрелище потрясающее — на
площади в 350 кв. м трудятся одни
роботы. На входе линии —
батарея катушек с проволокой и
несколько «кроваток» с
резиновыми жгутами шириной 25
мм. На выходе — готовая шина.
Через каждые четыре минуты.
Таких линий на заводе три, и в
год они производят 300 тысяч шин
класса UHP. Роботы-манипуляторы
передают «заготовки» шин от
одной сборочной машины к
другой, а весь процесс, включая
вулканизацию, занимает 72
минуты. Для сравнения: на
обычном заводе полный
производственный цикл
изготовления шин составляет
от 3 до 6 дней!
Но главное преимущество
автоматизированной линии MIRS —
возможность быстрой
переналадки для выпуска
любого размера или типа шин.
Оператору нужно лишь изменить
настройки в компьютере.
Благодаря технологии MIRS
американцы могут заказать
шины любой эксклюзивной
размерности и уже через семь
дней получить готовый
комплект. |